История Ближнего и Среднего Востока с середины I тыс. до н.э. до XVIII в. Овчинников А. В.

7. Государство Тимуридов

7. Государство Тимуридов

Весной 1366 г. эмиры Хусейн и Тимур со своими ополчениями разгромили сербедаров под Самаркандом и оказались единственными претендентами на верховную власть в Мавераннахре.

Тимур родился в селении Ходжа Ильгар, недалеко от г. Шахрисябза, был сыном небогатого, но влиятельного бека (князя). В юности Тимур любил лошадей, был хорошим наездником, прекрасно стрелял из лука. Среди сверстников он всегда пользовался авторитетом, рано проявив качества вожака. Тимур ещё в молодости был знаком с военным делом и принимал участие в междоусобных войнах феодальных правителей Мавераннахра. Он часто самостоятельно организовывал набеги на соседние области, не пренебрегая и возможностью ограбить на дорогах торговые караваны. Постепенно молодой Тимур собрал вокруг себя небольшой отряд хорошо вооружённых конников. Во время одного из сражений Тимур был тяжело ранен, отсюда и его прозвище Тимурленга – Тимура-хромца, в европейском произношении Тамерлана .

В 1370 г. между двумя эмирами произошло открытое столкновение. Хусейн потерпел поражение, попал в плен к Тимуру и был казнён. Не будучи потомком Чингисхана, Тимур не мог стать ханом; он удовлетворился титулом великого эмира и стал управлять страной (1370-1405) от имени им же поставленного марионеточного хана из потомков Чагатая. Первые годы правления Тимур употребил на завоевание всей Средней Азии. Завоевать богатый Хорезм, где незадолго до этого снова сложилось самостоятельное государство, ему удалось лишь в 1388 г., после пяти походов, во время которых был полностью разрушен Ургенч. Затем Тимур разгромил войска Могулистана. Тимур вёл долгую и упорную борьбу с Золотой Ордой. Только после трёх больших походов (1389, 1391, 1395 гг.) войска Тимура разгромили Золотую Орду. Во время последнего похода они разорили и ограбили также южную окраину Руси. Однако прочно присоединить к своим владениям территории Могулистана и Золотой Орды Тимур не пытался, понимая, что управлять этими обширными степями из отдалённого центра крайне трудно. Но Тимур стремился подорвать военную мощь и хозяйственную жизнь культурных областей Золотой Орды (Поволжья, Крыма), особенно её транзитную торговлю. С этой целью он полностью разрушил все её большие города: Сарай Берке, Астрахань, Азов и др. Разрушение этих городов, а также Ургенча привело к тому, что в течение почти тридцати лет вся средиземноморско-азиатская торговля направлялась только по караванным путям, проходившим через Иран, Бухару и Самарканд, подвластные Тимуру.

Начиная с 1380 г. Тимур стал предпринимать систематические походы для завоевания Ирана, а позже Азербайджана, Армении, Грузии, Ирака, Сирии и Малой Азии. Продолжавшиеся до 1404 г. походы натолкнулись на упорное сопротивление народов всех этих стран и сопровождались большими опустошениями и жестокостями, напоминавшими времена Чингисхана (Карта 38, Карта 39).

Чем можно оправдать постройку башни из 2 тысяч живых людей, переслоенных битым кирпичом и глиной, что имело место при взятии Исфизара (город на территории современного Афганистана), или сооружение в восставшем Исфагане башен из 70 тысяч голов, или, наконец, погребение заживо 4 тысяч людей после взятия города Сиваса в Малой Азии?! Однако самым ужасным из всех подобного рода злодеяний Тимура является убийство около 100 тысяч пленных индусов-гебров и идопоклонников перед генеральным сражением, которое он дал делийскому султану Махмуду.

Грабя завоёванные области, Тимур употреблял часть богатств для обогащения феодальной знати Средней Азии, а также для проведения там при помощи принудительного труда каналов и для строительства городов. В Самарканд (Карта 40) и другие города Мавераннахра переселялись десятки тысяч ремесленников, художников и учёных, вывезенных из завоёванных стран.

Внутренняя политика Тимура отвечала интересам кочевой и оседлой феодальной знати, на которую он опирался. Собирая феодальные владения в единое феодальное государство, Тимур вместе с тем сам дробил его, создавая новые владения, раздавая в суюргал, т.е. в лен или феод, округа, области, даже целые страны. Под суюргалом тогда подразумевали передачу в наследственное владение и управление определённой земли с правом взимания с её жителей (сельских и городских) государственных налогов и податей целиком или частично в пользу владельца суюргала. Тимур раздавал в управление отдельные части своего государства прежним владетелям, членам своей семьи (сыновьям и внукам), а иногда и выдающимся эмирам за их заслуги. Вскоре Тимуру пришлось столкнуться с их сепаратистскими стремлениями.

Ради прославления своего имени Тимур воздвигал, чаще всего при помощи принудительного труда, пышные постройки, привлекая для этого лучших архитекторов, художников и мастеров. Были проведены большие работы по перепланировке и перестройке Самарканда. Однако ни блестящие постройки, ни искусственно вызванный расцвет ремёсел и торговли в Мавераннахре, ни крупные оросительные работы не могут оправдать опустошения Тимуром богатых и культурных стран, разграбление городов и захват в плен ремесленников.

В феврале 1405 г. во время подготовки похода в Китай Тимур умер.

Могила Тимура находится в Самарканде, в мавзолее Гур-эмир (современный Узбекистан). Она была вскрыта в 1941 г. специальной правительственной комиссией под руководством профессора Кары-Ниязова.

Вскрытием обнаружено: 1) тело Тимура похоронено в деревянном гробу, в общем хорошо сохранившемся; 2) судя по скелету, Тимур был высокого роста, широк в плечах; кость правого бедра срослась с коленной чашкой, вследствие чего Тимур не мог разгибать правую ногу; кости правого плеча и предплечья правой руки также срослись, отчего правой рукой Тимур не владел, что вполне соответствует показаниям письменных источников.

Через некоторое время после смерти Тимура его обширное государство распалось14.

Из книги Россия при старом режиме автора Пайпс Ричард Эдгар

I ГОСУДАРСТВО

Из книги Расправа над СССР - предумышленное убийство автора Буровский Андрей Михайлович

Государство Еще одной миной под СССР было его государственное устройство: СССР с момента создания состоял из полугосударств внутри государства.Наверное, отцы-основатели искренне верили, что решили национальные проблемы раз и навсегда… Только вот одной детали они не

Из книги Третий Проект. Том I `Погружение` автора Калашников Максим

Государство – это все Александр Сергеевич Пушкин однажды назвал государство в России «единственным европейцем». Оно культурно, цивилизованно, способно взаимодействовать с Европой. А народ – темен, страшен и невежествен. Вспомним-ка по этому поводу еще одни пушкинские

Из книги Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи. 1420-1520 автора Эрс Жак

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Отступление Чагатаидов на восток Тянь-Шаня. Влияние возрождения Тимуридов в Кашгарии. Историк Хайдар-мирза В то время как Ахмед правил в Аксу и в Турфане, на территории восточного Моголистана и Уйгуристана (1486-1503), его старший брат Махмуд наследовал у своего отца Юнуса

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Государство Сегодня нет никаких прямых сведений об устройстве и действии общественного механизма какого-либо общества этого периода (письменности еще не было). Поэтому обычно делают реконструкцию на основе таких материальных свидетельств, как жилища, орудия труда,

Из книги Монархи-долгожители автора Рудычева Ирина Анатольевна

«Государство – это Я!» Эта фраза, которую приписывают Людовику XIV, давно стала крылатой. Долгое время в этих словах усматривали лишь образец эгоцентризма, монаршего самомнения и вседозволенности. В действительности же она была адресована парламентариям и звучала так:

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Государство Шан-Инь Древнейшим периодом китайской истории, который в настоящее время можно изучать на основании документов и археологических данных, является период существования государства Шан-Инь. По традиционной китайской хронологии, эта эпоха обычно относится к

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I автора Коплстон Фредерик

Из книги Гитлер автора Штайнер Марлис

Государство Государство для Гитлера – как и партия, как и экономика – всегда было лишь средством для увековечивания «расы» и создания новой империи германской нации.Из осторожности он избегал четких высказываний на эту тему, изложив их только в своем завещании. Так, в 1920

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

14.3. Средневековые наваррцы - это «античные» спартанцы Средневековое Афинское государство каталанцев - это «античное» Афинское государство 78а. ВОЕННОЕ ГОСУДАРСТВО НАВАРРЦЕВ В XIV ВЕКЕ Н.Э. Наваррцы известны в истории средневековой Греции как воинственная «банда

Из книги Великое княжество Литовское автора Левицкий Геннадий Михайлович

Чье же это государство? В последние годы в некоторых исторических работах и средствах массовой информации настойчиво проводится мысль, что Великое княжество Литовское было белорусским государством. В связи с этим попытаемся выяснить, что стояло за термином «Белая Русь»

Из книги Имитаторы. Иллюзия «Великой России» автора Казинцев Александр Иванович

Часть I ГОСУДАРСТВО? ГДЕ ВЫ ВИДИТЕ ГОСУДАРСТВО?!

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

автора

Миниатюры эпохи Тимуридов: абстрактная изобразительность фигур Миниатюры в манускриптах времен монголов и Тимуридов стали еще одной вершиной развития изобразительного искусства, не связанного с репрезентативным символизмом природных мифов. В эпоху позднего

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Глава II Империя Тимуридов в Индии: сосуществование ислама и индуизма, 1526–1707 гг В отличие от Сефевидов две другие великие империи возникли преимущественно в немусульманских регионах, и этот факт обусловил как их силу, так и потенциальную слабость. Однако между ними

Убив отца, Абдуллатиф также организовал убийство родного брата Абдулазиза, как одного из соперников за наследие престола, и преданных Улугбеку амиров.

В результате вся власть в Мавераннахре оказалась в руках Абдуллатифа. Ему - названному народом правителем-отцеубийцей, - не довелось долго просидеть на отцовском троне. Спустя полгода против него был организован заговор, и в результате Абдуллатиф был убит. Голова его была отсечена от тела и повешена на портале медресе Улугбека на площади Регистан.

Заговорщики передали власть в Самарканде внуку Шахруха Мирзе Абдулле, а в Бухаре внуку Мираншаха Абу Саиду. Между ними вновь разгорелась борьба за власть.

Постоянные междоусобные разногласия в Мавераннахре и Хорасане пришлись на руку даштикипчакским ханам. В 1451 г. Абулхайрхан с большим войском и при поддержке Абу Саида через Ташкент, Чиназ и Джизак подошел к Самарканду, выступая против Мирзо Абдулло. В Булунгурской степи недалеко от селения Шираз войско Абдуллы потерпело поражение, а сам он был убит. Таким образом, с помощью Абулхайрхана Абу Саид вступил в Самарканд победителем и стал правителем Мавераннахра.

Хорасаном в это время правил внук Шахруха Абулкасым Бабур. Там усилилась политическая раздробленность. По данным письменных источников, Хорасан в период Темуридов распался на одиннадцать мелких владений. Между ними были постоянная борьба и войны. Положение еще более усугубилось после смерти Абулкасыма Бабура в 1457 г. Хотя претендентов на власть в Хорасане и Герате было много, но ни один из них не имел достаточных сил. Воспользовавшись ситуацией, в 1457 г. власть в Герате захватил Абу Саид и вновь воссоединил государство. Однако, объединение это не было прочным. Абу Саиду не удавалось преодолеть раздробленность. Больше всего хлопот ему доставлял Султан Хусейн Байкара, правнук Омаршейха Мирзы. После смерти Абулкасыма Бабура он, утвердившись в Хорезме, начал вооруженную борьбу за наследие Шахруха.

Весной 1469 г. Абу Саид решил присоединить к своим владениям принадлежащие туркменам Азербайджан, Западный Иран и Ирак, однако вскоре погиб в битве с туркменами. После смерти отца наследники Абу Саида не решились бороться против Султан Хусейна и ушли в Мавераннахр. 24 марта 1469 г. Султан Хусейн как правитель Хорасана торжественно въехал в Герат. Произошло окон-чательное разделение государства на две части: Хорасан, где стал править Султан Хусейн и Мавераннахр, где правил сын Абу Саида Султан Ахмад.

Политическая нестабильность

Мавераннахром самостоятельно правили сыновья Абу Саида, сначала Султан Ахмад (1469-1494), затем Султан Махмуд (1494-1495) и, наконец, сын Султана Махмуда - Султан Али (1498-1500). Политическая нестабильность в Мавераннахре в это время усилилась, и он фактически распался на множество почти независимых враждовавших между собой владений. Одновременно с этим усилилась роль духовенства, особенно суфийских шейхов. Одним из них был Ходжа Убайдуллах Ахрар, которому не раз доводилось предотвращать братоубийственные войны между Темуридами. Так было в 1454 г., когда правитель Хорасана Абулкасым Бабур осадил Самарканд и столкнулся с Абу Саидом, и ему удалось их примирить.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Европа III (Europa Universalis 3): руководство и прохождение игры за различные страны

Империя Тимуридов представляет собой наследие жестокого завоевателя Тимура. Тимур был хромым полководцем турко-монгольского происхождения, который прекрасно освоил искусство войны. Как правило, главными врагами империи Тимуридов являются: Золотая Орда, представляющая собой большую угрозу доминированию Тимуридов в монгольском мире, Мамелюки Египта и Сирии, желающие стать доминирующей державой на Ближнем Востоке, Османская империя представляет собой страшную угрозу для стран Балканского полуострова. Пусть вас не смущает относительно маленький размер их державы. Османы обладают очень большими людскими ресурсами для страны такого размера, их войска лучше, чем войска империи Тимуридов. Кроме того, у Османов есть стабильное правительство, а в землях Тимура нередко бывают кризисы.

Divine Wind

Положение на старте

1399 год, Империя Тимуридов и ее соседи

Тимуриды представляют собой орду, что сильно сказывается на управлении страной. На старте вы будете в состоянии войны со всеми соседними странами и их союзниками. Чтобы закончить войну вы должны так вымотать врага, чтобы он согласился на выплату дани или признал свое поражение. Вы не можете вступить в союз со странами, которые не являются ордами. Также вам недоступны обычные дипломатические действия. Кроме того, война с соседними странами будет возобновляться сразу после истечения срока мирного договора.

На старте лидером вашего государства является Тамерлан. Это один из самых лучших правителей в мире. Тамерлан прекрасный полководец и умелый администратор. Но он уже стар и после его смерти начнутся кровавые междоусобицы. Империя представляет собой племенное государство. В таких государствах после смерти правителя возникает кризис престолонаследия. Каждый новый хан должен победить других претендентов, желающих захватить власть для себя. Это приведет к большому числу восстаний. Посмотрите статьи Племенная федерация, Племенной деспотизм, Племенная демократия, чтобы подробнее узнать о работе этого механизма.

Армия

На старте у вас есть большая армия численностью 11 000 кавалерии и 33 000 пехоты. Все силы сведены в три главные армии. Также есть отдельный батальон пехоты. 2 орды находятся на Западе на границе с Мамелюками и Османами. Максимальное количество людских ресурсов на старте – 50 000 человек. Лимит численности армии – 84 полка. При достаточном вложении денег ваша армия будет представлять угрозу даже для самых больших стран.

Экономика

На старте на вашей территории располагаются 3 ТЦ. Вы занимаете 3 место в рейтинге по доходам. Кроме того, у вас есть замечательная возможность совершать грабительские рейды на территорию более слабых соседей, чтобы потребовать выплату дани.

Стратегия

Общая стратегия

Быть ордой кочевников – не самая приятная ситуация в игре. В таком состоянии вы не сможете захватывать новые земли. Кроме того, ваши дипломатические способности сильно ограниченны. Вы принадлежите к технологической группы Кочевники, что сильно замедляет технологический прогресс (скорости исследований 20%). Плюс ко всему из-за вашей формы правления в стране будут вспыхивать крайне неприятные войны претендентов на власть. Они станут большой угрозой стабильности вашего государства. С другой стороны, вы постоянно будете находится в состоянии войны с вашими соседями не ордами. Это выгодно только в финансовом плане. К сожалению, вам не удастся присоединить новые земли, даже если вы захватите всю вражескую страну. Все же в этой ситуации есть и позитивный момент. В Divine Wind Тимуриды могут основать империю Великих Моголов быстрее и легче, чем в других частях игры. Это самый быстрый способ для вас перейти к более стабильной форме правления. Кроме того, вы перейдете в более продвинутую мусульманскую тех. группу, а также получите большое количество щитов на провинции в северной Индии.

Империя Великих Моголов

Приняв соответствующее решение, Тимуриды могут основать империю Великих Моголов. Этот шаг даст вам множество выгод. Во-первых, вы получите щиты на значительную часть провинций Индии, что облегчит ее завоевание. Во-вторых, вашей формой правления станет Деспотия. В результате, для вас закончатся многочисленные войны с соседями, прекратятся кризисы престолонаследия. Чтобы основать империю Великих Моголов вам надо контролировать провинции Джайпур, Панипат, Дели, Лакнау и Агра. Когда вы примите решение эти провинции отойдут к вам в качестве щитовых провинций, а ваша страна превратится в империю Великих Моголов.

Поскольку ваша страна является ордой, в начале игры вы уже воюете с Синдом и Дели на восточной фронте. Провинции, которые вы должны оккупировать для формирования империи Великих Моголов располагаются на территории Дели и Раджпутаны, но вы не можете объявить войну Раджпутане, поскольку у вас нет общей границы. Лучше всего оставить в покое Синд, позволить Раджпутане аннексировать его. (как правило, Раджпутана объявляет войну Синду в начале игры). Что касается Кашмира, можно либо вассализировать его, либо заставить платить дань. Оккупируйте провинции Панипат, Дели, Лакнау, и Агра. После того, как Раджупутана аннексирует Синд, объявите ей войну, чтобы оккупировать Джайпур. Теперь вы можете стать империей Великих Моголов, перенести столицу в Дели, а также завершить завоевание Дели и Раджпутаны. В результате, ваша нестабильная и ограниченная в возможностях кочевая орда превратилась в самую могущественную державу региона.

Теперь кочевые племена, которые недавно были вашими друзьями, автоматически превращаются в ваших постоянных врагов. Как можно быстрее примите меры, чтобы обезопасить границы от набегов казахов, ногайцев и войск Кара Коюнлу. Начните улучшать отношения с соседними мусульманскими странами. Заключайте династические браки. Теперь ваша основная цель состоит в стабилизации государства.

После того, как ваше государство станет достаточно стабильным, вы можете попытаться провести экспансию в сторону Индии или на территорию Османской империи. Выбор остается за вами. Вы можете также начать строить колониальную империю, ваше географическое положение благоприятствует колонизации Восточной Африки.

Heir to the Throne и более ранние версии

Тамерлан или Тимур был одним из самых талантливых полководцев в истории. Также Тамерлан был одним из самых жестоких правителей, которые когда-либо жили на этом свете. В 1399 неутомимый завоеватель достиг возраста 63 лет. Если начнете играть за Тимуридов, перед вашими глазами предстанет огромная империя, окрашенная на карте в красный цвет. Эту империю Тимур построил с нуля за 40 лет кровавых войн, во время которых Тимур строил башни из отрубленных голов своих врагов.

С первого взгляда империя Тимуридов кажется непобедимой. Она занимает обширную территорию, расположенную между Индией и полуостровом Малая Азия. На территории империи располагается 3 торговых центра. Ее доход огромен. Несколько многочисленных армий элитных войск могут быть возглавлены одним из самых лучших полководцев мира.

В начале игры ваша страна воюет сразу с несколькими противниками. Некоторые из них могут показаться вам легкой добычей. Кара Коюнлу, государство Джалаиридов, Грузия сразу попросят белый мир. Османы могут показаться крепким орешком до тех пор, пока вы не справитесь с их армией. Если вам это удастся, они также попросят мира.

Теперь вам придется столкнуться с существенной проблемой. Несмотря на могущество империи Тимуридов, она, скорее всего, распадется после смерти Тамерлана. Тимур является единственным звеном, которое соединяет вместе все части огромной империи. Как только его не станет, империя, скорее всего, тоже перестанет существовать. В этом случае Тимуридам повезет, если им удастся выжить, даже в качестве небольшого государства, центром которого будет их столица Самарканд. В 1399 году Тимуру исполнилось 63 года.

Опытный игрок должен начать готовится к хаосу, который наступит после смерти Тимура с самого начала игры.

  • Как можно скорее нужно подписать мир со всеми врагами. Пока не надо отвлекать армию на борьбу с ними. У вас еще будет время разобраться с врагами, но не сейчас, когда империя еще слаба.
  • После заключения мира с Турцией и Грузией, отведите армии на восток.
  • Необходимо расквартировать войска в восточной Персии до начала кризиса престолонаследия.
  • Рекомендуем вам нанять советников Художников, а также делать полные инвестиции в стабильность. Можете передвинуть ползунок настроек внутренней политики на 1 шаг в сторону централизации. Кроме того, в этот момент вы можете принять все религиозные решения, которые снижают стоимость стабильности и увеличивают количество миссионеров.

В качестве альтернативы игрок может реализовать план Тимура и попытаться подчинить Османов уже на ранних этапах игры. Однако после неизбежной смерти Тимура империя окажется в очень сложном положении. Если вы будете присоединять к империи ненациональные провинции, во время кризиса престолонаследия в каждой такой провинции появится отряд повстанцев.

Игра после первого кризиса престолонаследия
Чем игра за орду отличается от игры за оседлое государство?

Допустим, вы только что преодолели первый кризис престолонаследия в орде. Во время кризиса вся страна была наводнена повстанцами. Вы радуетесь, что сумели приготовиться к ситуации и вовремя отвели войска из Турции. Подавляя восстания, вы справились с сотней тысяч повстанцев. На это вы потратили 5 лет. В течение этого времени вы даже не могли подумать о чем-то другом. Но теперь ситуация стабилизировалась, повстанцы стали появляться не так часто. Вы понимаете, что вам удалось удержать империю Тимура в тех границах, в которых он вам ее оставил.

Кризис престолонаследия возникает каждый раз после смерти вашего хана. Новый хан должен доказать свою силу оружием перед тем, как взойти на трон.

Слабый хан приведет к появлению различных штрафов «неспособный правитель». Самый неприятный штраф возникает из-за низких административных способностей монарха. Этот штраф обязывает вас отдать армии большую часть дохода.

Если вы долгое время находитесь в мире и ваша усталость от войны находится на низком уровне, вспыхнет восстание претендента, который потребует от вас начать войну с кем-либо. После того, как вы пережили кризис престолонаследия и справились с повстанцами, вам надо немедленно начать войну с какой-нибудь страной с целью грабежа. Орды не могут позволить себе оборонительный стиль игры. Чтобы выжить, орда должна вести завоевательную политику. Орду можно сравнить с акулой: если акула перестанет плыть, она умрет.

Орда получает некоторые преимущества:

  • Вам не нужен casus belli, чтобы напасть на соседей. Вы можете атаковать соседей, используя постоянный casus belli (Horde vs Settler), чтобы разграбить вражеские города, получить золото и престиж. Потом надо отвести войска на территорию родной страны, чтобы перегруппировать их и напасть на кого-то еще.
  • Орде доступно случайное событие «Богатый сосед», по которому она получает щит на провинцию соседней страны. Событие может возникнуть, если провинция соседа богаче какой-либо из ваших провинций. Серия таких событий даст вам множество щитов на провинции соседей. Таким образом, у вас появляется дополнительная возможность беспрестанно увеличивать территорию вашего государства.
  • Если армия орды выиграет осаду, она грабит захваченный город. В результате такого грабежа снижается усталость от войны, а также увеличивается ваш престиж и легитимность.

Подводя итоги, скажем, что игра за орду состоит из 2-х фаз, причем одна фаза следует за другой. После смерти старого хана возникает кризис престолонаследия. Новый хан должен подавлять восстания в течение 5-10 лет, чтобы установить свою власть над ордой. Точный срок зависит от способности хана к управлению. Затем новый хан должен как можно скорее организовать военные походы в соседние страны, стараясь разграбить как можно больше провинций. После смерти хана снова разразится кризис престолонаследия, жизненный цикл орды повторится снова.

Геополитика, изучаем соседей

  • Земли на севере не имеют ценности. Они заняты другими ордами. Эти земли очень бедны, кроме того провинции на севере имеют низкий лимит снабжения войск. Вы ничего не выиграете от завоевания этих земель. Ногайская орда, Казахская орда и Чагатайское ханство могут стать целью регулярных грабительских походов на раннем этапе игры. Эти страны достаточно слабы и не окажут вам сильного сопротивления. Позже их можно вассализировать. Тогда они будут прикрывать северные границы Тимуридов, а вы сможете заняться вторжением в богатые земли Египта, Анатолии и Индии.
  • Арабский полуостров, как и территории на севере, представляет собой бедные земли, где ваши войска будут нести высокие небоевые потери. На раннем этапе игры вы можете совершать грабительские набеги на страны Арабского полуострова, чтобы побаловать орду, заработать престиж, деньги и легитимность. Позже эти страны, как и северные страны, могут быть вассализированы и втянуты в союз. Тогда они не попадут под влияние Мамелюков и Османов, и кроме того не станут отвлекать вас от войн с более сильными соперниками.
  • Похожая стратегия может быть применена в отношении Кара Коюнлу, Грузии и других кавказских государств. Сначала грабительские рейды, затем присоединение национальных провинций, затем вассализация и заключение союза. В результате, у вас появится хороший защитный буфер на границе с Золотой Ордой. Это немного отсрочит неизбежное противостояние между двумя ордами.
  • Западные территории поделены на три сферы влияния. Мамелюки удерживают Сирию и Египет. В Анатолии обосновались богатые и могущественные Османы. На севере Золотая орда удерживает богатые степные территории. Эти 3 страны являются главными соперниками Тимуридов. Вы должны сделать так, чтобы ни одна из этих стран не смогла возвыситься. В противном случае вашим территориям в Персии будет угрожать вражеское вторжение.
  • Индия. Именно там находятся настоящие богатства. Индийские государства разрозненны и слабы. Индия станет основным источником доходов Тимуридов в течение следующего столетия. Завоевание Индии можно начать с Дели. Это государство надежно прикрывает индийский север. Скорее всего, на раннем этапе игры Тимуриды получат задание аннексировать Дели. Когда-то великий Тимур разграбил и сжег Дели. Теперь пришло время завершить его работу. После падения Дели вы легко сможете захватить другие богатые провинции Индии.
  • Примерно в 1580 году в Индию приплывут европейцы. Однако в течение последующих десятилетий их присутствие в Индии будет очень ограниченным. Они будут удерживать всего несколько провинций. Тогда у вас появится хорошая возможность изучить их образ жизни и вестернизироваться. Конфликтов с европейцами следует избегать.
  • Предостережение: Как только начнется кризис престолонаследия в каждой ненациональной провинции Тимуридов вспыхнет восстание. Поэтому мы рекомендуем отказаться от присоединения ненациональных провинций. Лучше всего разграбить все города страны, получить выкуп и отступить, чтобы через 5 лет сделать то же самое. Стоит воздержаться от присоединения провинции с низким доходом и постоянным риском восстания. Случайное событие Богатый сосед даст Тимуридам достаточное количество щитов на провинции соседей, чтобы они могли проводить экспансию умеренными темпами. Кроме того, если вы будете превращать слабых и бедных соседей в вассалов, к 1600 году ваша империя может достигнуть громадных размеров.

Культура, торговля и исследования

  • В начале игры изменение настроек внутренней политики в сторону Централизации в сочетании с ориентацией на Консерватизм является очень хорошей идеей. В этом случае вы можете подготовить страну к будущим реформам и вестернизации, кроме того, у вас сохранится доступ к миссионерам и шпионам. В качестве альтернативы можно двигать ползунок в сторону Наступления (полезно при совершении грабительских рейдов) или Свободной торговли (чтобы увеличить инвестиции в исследования путем увеличения дохода от торговли в зарубежных ТЦ).
  • У Тимуридов не сильно растет бесчестье (badboy), пока они ведут образ жизни грабительской орды, используя подходящие casus belli (Возвращение, Орда, Священная война). для объявления войны и не берут по мирному договору ненациональных провинций.
  • Тимуриды могут торговать в азиатских торговых центрах. Особенно стоит обратить внимание на индийские и китайские торговые центры. Поскольку огромная территория страны и грабительские набеги в соседние страны будут приносить большой доход, Тимуриды могут позволить себе тратить большие суммы на отправку купцов в зарубежные торговые центры и развитие торговли. Не стоит также забывать направлять купцов в 3 торговых центра на родине.
  • Почему нужно заниматься торговлей? У Тимуридов низкая скорость исследования технологий. Статус орды дает штраф -50% на скорость исследования технологий. В такой ситуации вы можете поддерживать на одном уровне с европейцами только 1 технологическую ветку (при наличии хороших советников).
  • К счастью, все исламские нации могут принять решение Разработать стиль Дивани, что обеспечит достаточно быстрое развитие их культуры. Принятие решения дает: рост культурных традиций +3% в год, рост легитимности +1% в год, шанс на успешное обращение +1%, стоимость технологий +1%. В Divine Wind принятие решение даст вам только +1% к легитимности. Прирост культурных традиций позволит вам нанимать советников высокого уровня, примерно, через каждые 5 лет. Для принятия решения вам потребуется 3 магистрата. Тимуриды получают 0.10 магистратов в год. Таким образом, вам потребуется 30 лет, чтобы накопить необходимое количество магистратов. Эффект от принятия решения будет ощущаться на протяжении всей игры.
  • Даже имея продвинутых советников, и обосновавшись в торговых центрах Цзянсу, Бихара и собственных торговых центрах, Тимуриды будут отставать в технологическом развитии от других стран. Основными технологическими приоритетами на протяжении первых 200 лет игры должны стать: открытие трех слотов для национальных идей, получение доступа к строительству мануфактур, кроме того, Тимуриды не должны отставать от Османской империи в развитии армейских технологий.
  • Одна национальная идея, Рекрутские наборы (+50% к людским ресурсам), уже есть у вас в начале игры. Это отличный выбор в условиях постоянных войн (борьба с повстанцами или грабительские набеги). В качестве второй национальной идеи Тимуриды могут выбрать либо Национальный банк, чтобы повысить ежемесячные отчисления в казну, либо Великую армию, чтобы увеличить лимит численности войск. Кроме того, окажутся полезными любые идеи, которые увеличивают доходы от налогов и торговли.
  • Никакой терпимости еретикам и неверным! Все провинции, которые не исповедуют суннизм, должны быть немедленно обращены в государственную религию. Любые повстанцы, которые будут протестовать против таких мер, должны быть разогнаны. У империи Тимуридов итак слишком много проблем с повстанцами, даже если не учитывать религиозные волнения. Государственную религию необходимо навязывать любой ценой.
  • Хорошим способом повышения численности армии Тимуридов является перемещение национального центра в Багдад и постройка там зернохранилища (для этого вам понадобится 5 магистратов). Вы также можете построить великолепный монумент в одной из богатых провинций. Он будет постоянно снижать ваше бесчестье и увеличивать престиж.

Приобщение к цивилизации

  • Несмотря на все выгоды положения орды, необходимость снова завоевывать свою страну после смерти каждого правителя начинает раздражать. Кроме того, Тимуриды станут быстро отставать в технологическом развитии от других стран. Если ничего не изменится, европейцы, обосновавшись в Индии, смогут беспрепятственно захватывать владения Тимуридов. Не говоря уже о старых врагах, которые обязательно попытаются отвоевать некогда захваченные территории, когда армия Тимуридов начнет технологически устаревать.
  • Побыв ордой 100-150 лет, Тимуридам придется принять оседлый образ жизни, создать феодальное государство, вестернизироваться. Это поможет им сохранить статус великой державы.
  • Чтобы принять оседлый образ жизни, Тимуридам потребуется: стабильность +3, хан с хорошими способностями к управлению (7 и выше), технологии управления 10 уровня и армия для борьбы с многочисленными повстанцами. Став оседлой нацией, вы потеряете удобный casus belli на соседние страны, вы перестанете без труда получать щиты на соседние провинции, также вы лишитесь особого бонуса при грабеже городов. Однако ваша страна перестанет страдать от кризисов престолонаследия и технологической отсталости. Важно сказать, что реформа правления потребует от Тимуридов высокого уровня Консерватизма и Децентрализации. Сначала вам придется изменить форму правления, а потом вестернизироваться.
  • У Тимуридов есть еще один уникальный способ прийти к цивилизации. Они могут принять решение об основании империи Великих Моголов. В результате, изменится название и цвет страны на карте, а форма правления изменится на Деспотию.
  • После реформирования системы управления и принятия всех религиозных решений, которые требуют высокого уровня Консерватизма, можно двигать ползунки в сторону Инноваций и Централизации, чтобы принять западный образ жизни.
  • Став деспотией, можно изменить форму правления на империю. Это даст вам достаточное количество чиновников для принятия полезных провинциальных решений. Со временем Империю можно поменять на Абсолютную монархию. Тогда вы получите casus belli Империализм практически на любого соседа.
  • Постройка университета в Самарканде позволит вам принять несколько полезных решений на поздних стадиях игры.

Игра на поздних стадиях

Если у вас есть империя, которая простирается от Сирии до Индии, 10 и более союзных вассалов, государство, организованное по западному образцу с продвинутыми технологиями и развитой экономикой, - подчинение старых врагов в Египте, Малой Азии и на Украине не станет для вас большой проблемой. Можно улучшать отношения с врагами, а затем заявить претензии на их трон, чтобы со временем унаследовать эти страны. Это самый легкий и быстрый способ объединения мусульманского мира. В этот момент мощь Тимуридов станет практически безграничной и никакая другая страна не сможет стать на ее пути.

Династия монгольского происхождения. Род, однако, не принадлежал к Чингизидам. Отец Тимура Тарагай-бек, будучи авторитетным человеком, крупных владений не имел.

Тимур родился в селении Ходжа Ильгар, недалеко от города Шахрисябза, в первой половине XIV века. Это было время кризиса и распада государства Чагатаидов. Находилось много желающих воспользоваться сложившимися обстоятельствами, захватить чужое, пограбить, подчинить. Одним из них стал и Тимур. Молодым человеком он собрал отряд воинов (можно сказать, банду), с которым стал совершать набеги на соседей. После нескольких удачных предприятий его небольшая армия увеличилась численно, и Тимур начал постепенно подчинять себе Мавераннахр. К 1370-му году большая часть провинции оказалась в его руках. Своей столицей Тимур избрал Самарканд. Далее он предпринял многочисленные завоевательные походы в Иран, Индию, Сирию, на Кавказ, разгромил Золотую орду и государство Османов в Малой Азии. В результате многолетних войн образовалось огромное государство.

Не принадлежа к Чингизидам, Тимур не мог принять ханский титул, он довольствовался титулом гурган (зять, в данном случае зять хана), на который получил право, женившись на вдове эмира Хусейна (своего старинного друга-врага) Сарай Мульк-ханум. Она была дочерью последнего чагатаидского хана Мавераннахра, Казана. Но чтобы придать своему правлению легитимность, Тимур возводил на ханский престол подставных ханов, потомков сына Чингиз-хана Огедея.

Умер Тимур в Отраре во время начала своего последнего похода в Китай. Среди его наследников не было фигуры сравнимого с ним масштаба. Поэтому к концу XV века Тимуриды утратили свои владения.

Верховные правители в Самарканде

Тимур (Темюр) 1370-1405

Халил 1405-1409

Шахрух 1405-1447

Улуг-бек 1447-1449

Абдал-Латиф 1449-1450

Абдаллах-мирза 1450-1451

Абу Сайд 1458-1469

Окончательный распад государства Тимуридов.

Правители в Мавераннахре

Абу Сайд 1451-1469

Ахмад-мирза 1469-1494

Махмуд-мирза (с 1469 - в Бадахшане) 1494-1500

Умар Шейх-мирза (в Фергане) 1469-1494

У Умара Шейха был сын Бабур, который несколько позднее сумел завоевать Индию и основал там свою династию Великих Моголов.

Правители в Кабуле и Газне

Пир Мухаммад ибн Джахангир 1392-1407

Кайду Бахадур ибн Тимур 1407-1417

Суйургатмиш ибн Шахрух 1418-1427

Масуд ибн Суйургатмиш 1427-1441

Карачар ибн Масуд 1441-1461

Улуг-бек-мирза ибн Абу Сайд 1461-1502

Бабур Мухаммад Захир ад-дин ибн Умар-Шайх 1504-1530

Камран ибн Бабур 1530-1545

Хумайун Насир ад-дин ибн Бабур 1545-1556

Бабур, а затем его сын Хумайун завоевали Индию и создали там государство, известное в истории под названием Империя Великих Моголов. .

Правители в Хорасане

Бабур (Абу-л-Касим) 1449-1457

Махмуд ибн Бабур 1457-1459

Абу Сайд 1459-1469

Йадигар Мухаммад 1469-1470

Хусайн Байкара 1469-1506

Бади аз-заман 1506

Музаффар Хусайн 1506

Владения династии завоёваны Шибанидами.

Правители в Западном Иране и Ираке

Миран-шах 1404-1409

Халил 1409-1411

Айланкар 1414-1415

Ирак и Азербайджан захвачены государством Кара-Койунлу. Фарс, Исфахан и Хузистан присоеденены к владениям верховного тимуридского правителя Шахруха.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 572-574.

Далее читайте:

Тамерлан (Тимур) - 1336-1405, среднеазиатский государственный деятель, полководец, эмир.

Средняя Азия (обзор государственных образований и правящих династий).

Иран (государственные образования и правящие династии).

Как уже было отмечено выше, в 1366 году Тимур вернулся с эмиром Хусейном в Мавераннахр. Между ними началась борьба за власть, в которой в 1370 году одержал победу Тимур. Тимур принял титул эмира Тимура Курагани (ханский зять), вначале взяв в жены сестру Хусейна и его четырех жен, одна из которых была дочерью монгольского хана Казана - Сараймульк. Этим он стремился показать вождям монгольских племен свою близость к ханам чингизидам. В течение десяти лет, укрепив свою столицу Самарканд, усмирив непокорных улусов и эмиров, подчинив Хорезм, Тимур начал поход за пределы Мавераннахра. Тимур в 1381 году вступил в Хорасан и разгромил государство Куртов, в 1383 году Сарбадоров Сабзевара, затем Сиистан, Кабул и Кандагар. В 1386г. Тимур завоевал Тебриз, а в 1387 году столицу государства Музаффаридов город Исфаган, где по его приказу из 70 тыс. отрубленных голов были сложены пирамиды. В 1388 году он разрушил город Ургенч - столицу Хорезма - и приказал посеять на его территории ячмень. Затем начал войну с Золотой Ордой, в 1395 году Тимур разгромил войско хана Тохтамыша, и, преследуя остатки его войска, дошёл до русского города Елец. Столица ханства г. Сарай был разрушен, что положило конец величию Золотой Орды.

В 1398 году Тимур захватил город Дели, столицу Делийского султаната в Индии, где приказал казнить 100 тыс. военнопленных. В 1400 году он нанес поражение в Сирии египетскому султану и завладел Сирией. В 1402 году в битве под Анкарой был разгромлен султан Османской империи Баязид, который затем выплачивал дань Тимуру. В начале 1405 года во время военного похода против Минской династии Китая 18 февраля 1405 г. Тимур скончался в городе Отраре. Сразу после его смерти началась междоусобица между его сыновьями и внуками за власть, которая продолжалась до 1409 года.

В этой борьбе одержал победу сын Тимура, правитель Герата Шохрух (1405-1447). В 1409 году Шохрух завоевав Мавераннахр, назначил наместником своего сына Улугбека. В период правления Шохруха в Хорасане и Улугбека в Мавераннахре был временем расцвета культуры и искусства. В этот период в Герате и Самарканде строились мечети и медресе, ко двору эмиров приглашались знаменитые писатели и ученные, в мастерских искусные мастера каллиграфии переписывали, а художники украшали миниатюрами великолепные рукописи. В Самарканде Улугбек организовал академию ученых, построил медресе и первую обсерваторию в Средней Азии. В 1449 году против Улугбека был организован заговор, в котором участвовал его сын Абдуллатиф, который убил отца. Но, спустя полгода, он сам был убит военными заговорщиками. Во время правления султана Абусаида (1451-1461) развитие науки и искусства сменилось усилением религиозного фанатизма. В годы правления султана Хусейна Байкары (1469-1501) в Хорасане, его сподвижником был поэт Алишер Навои. Герат вновь стал центром таджикской мусульманской культуры Востока, затмив Бухару и Самарканд. Долголетие расцвета таджикской культуры и искусства от периода Саманидов до Тимуридов (X-XVI вв.), отмечает А. Мамадазимов, - было обеспечено нескольким объективными положительными причинами:

1. Наличие в регионе крупных централизованных государств.

2. Меценатство со стороны просвещенных монархов как этнонациональной, так и чужой династии, освоивших наследие Саманидов.

3. Доброжелательное отношение городского мусульманского духовенства к культуре и искусству.

4. Слабость в общественно-политической жизни позиций реакционного духовенства.

5. Преобладание городской культуры над степной.

6. Процветание международной торговли (Великого Шелкового пути), как источника развития городов и финансирования культуры и искусства.