В середине XVI века в османской империи стало зарождаться одно из самых знаменитых явлений исламского мира – женский султанат. Несмотря на то, что по сей день длятся споры относительно того, кто стал первой его представительницей, история не станет перечить тому, что этот феномен полностью изменил ход развития истории не только империи, но и всего мира.

Что такое женский султанат

Во времена монархии в Османской империи каждой женщине отводилась второстепенная роль в жизни народа. Они не имели доступа к политике, не занимались важными делами империи, не имели права голоса. Единственная их задача заключалась в повиновении своему мужчине, почитании Аллаха и рождении детей. Это были Средневековые законы самой великой империи того времени. Но изменилось ли что-то в дальнейшем?

Большая любовь и уважение султанов к своим женам и матерям позволяло им постепенно вмешиваться в дела политики: давать советы султанам, помогать выйти из затруднительных ситуаций, а иногда и перебирать всю власть в свои руки.

Требовалось слишком много смелости и усилий от женщин Средневековья, дабы получить хоть какое-то влияние при дворце. Первой султаншей, которая не боялась брать власть в свои руки и имела необычайное влияние на султана, стала Хюррем султан – законная жена султана Сулеймана І. Нельзя сказать, что до этого времени ни одна женщина не хотела удостоиться большего уважения и власти, скорее напротив. Однако излишняя строгость правителей и уверенность в том, что место женщины – гарем, не давала им возможности хоть немного возвыситься в их глазах.

– женщина, которая с юного возраста занималась самообразованием. Она знала несколько иностранных языков, что впоследствии дало ей возможность свободно вести переговоры с любым иностранным посланником. Она отлично разбиралась в политике, о чем свидетельствуют послы в своих воспоминаниях о ней. В то же время всегда оставалась любящей женщиной. Сулейман І из-за своей большой любви к жене позволял ей больше, чем предыдущие султаны. Об этом свидетельствует как минимум тот факт, что он стал первым султаном, который заключил законный брак со своей наложницей, что уже в будущем вошло в традицию среди других повелителей.

Нельзя сказать, что последующие султанши строили свою политическую карьеру только на любви к ним султанов. Скорее, наоборот, во времена, когда их сыновья становились правителями, те обретали наибольшее могущество. Почему так? Каждая из султанш – это не только лидер по своей натуре, жаждущий власти, это еще и достаточно сложный и хитрый соперник в борьбе за трон. В империи отмечается только один реальный случай, когда женщине просто необходимо было занять пост регента ввиду малолетства ее сына и его неспособности управлять государством. Во всех других случаях каждая султанша жаждала власти, ей не чуждо было коварство и хитрость, она могла убить сотни людей на пути к величию. Не стоит забывать и о том факте, что последующая преемница всегда наблюдала за действующей валиде-султан, перенимала ее опыт, училась на ошибках, получала дозу той же жажды к власти.

Все это и породило женский султанат, первое и последнее явление в исламском мире, когда женщина допускалась до власти. Его период продлился чуть более 100 лет до знаменитой Венской битвы 1683 года. Именно после этих событий Османская империя перешла в период стагнации (застоя). Нередко в этом обвиняют влиятельных султанш-повелительниц.

Последствия женского султаната

Среди правящих женщин, которые относятся к числу лиц женского султаната, относят:

    Нурбану султан;

    Сафие султан;

    Турхан султан.

Не зря здесь не упоминается о султан, хотя именно эта великая и бесстрашная женщина заложила фундамент для его развития. Ее невестка Нурбану султан последовала примеру своей свекрови. Немаловажным фактом было и то, что султан Селим, супруг Нурбану, был склонен к употреблению большого количества алкоголя, потому нередко его не очень интересовали политические вопросы. Его жизненной ценностью стал гарем, в котором он проводил за развлечениями большое количество времени. Потому его супруга обрела сторонников в Совете и нередко самостоятельно принимала важные для государства решения.

Женский султанат стал причиной стагнации Османской империи. Султанши-повелительницы достаточно сильно повлияли на спад могущества империи. Во время их правления походы были достаточно редкими, потому и государство теряло все больше своих личных территорий.

Если в первые 100 лет Женского султаната его влияние практически не было замечено и империя оставалась одной из самых сильных в мире, то уже после 1683 года всем стало понятно, что Османская империя не имеет средств и сил для поддержания своего мирового авторитета. С каждым годом земли монархии стали завоевываться другими государствами. Процесс уже было не остановить, потому в 1922 году Османская империя полностью перестает свое существование, владея на тот момент лишь территориями соразмерными с современной Турцией.

Самая большая причина не в том, что женщины стали допускаться к власти. Многие сыновья султана еще с самых малых лет приобщались к государственным вопросам, присутствовали на Совете, учились искусству войны, политике, тактике и стратегии, ораторскому мастерству. Султанши были ограниченны в таких умениях. Все то, что смогли они самостоятельно изучить и усвоить – то и применяли. Удивительно, что при этом многие из них были достаточно талантливыми политиками.

Всемогущий султан Сулейман I, самый прославленный и популярный турецкий султан за всю историю существования великой османской империи. Его называли Великолепный и Справедливый, его уважали, почитали и любили. Трудно представить более значимую особу в истории Турции, да и всей Европы 16 века.

Эпитет «Великолепный» Сулейман получил от европейцев, которые восхищались образованностью и культурой султана. Сулейман был умен, образован, говорил на нескольких иностранных языках, имел репутацию знатока в искусстве, а также мастера ювелирного и кузнечного дела, обладал поэтическим талантом. Однако, прежде всего, «звание» Великолепный, Сулейман получил как гениальный военный деятель, блестящий стратег и одаренный политик.

Свой же народ прозвал Сулеймана Справедливым, поскольку именно этот султан, первым из властителей, стал формировать законодательную базу, бороться против взяточничества, развивать образовательную, строительную и архитектурную системы.

Но, все же, главным фактором служит то, что Сулейман I, учитывая мерила той эпохи, не был кровожадным правителем, а был выдержанным и честным владыкой.

Рожденный в семье турецкого правителя Селима I, Сулейман, как единственный оставшийся в живых наследник султана, в далекие времена войн и завоеваний, с ранних лет обучался военному ремеслу. Уже в юном возрасте он нес службу в армиях Баязида II и Селима I - своего деда и отца, а в 26 лет возглавил Османскую империю.

Спустя всего лишь год со дня начала своего правления, армия Сулеймана I вторглась в Венгрию и Чехию, покорила Белград. В течение двух лет завоевала земли острова Родос, Алжира, а также стала контролировать всю территорию Красного моря. Османская империя стремительно увеличивала свои владения за счет покорения близлежащих стран, авторитет османского государства в международной политике возрос и упрочился. Правители европейских стран высоко ценили Сулеймана как успешного завоевателя и воспринимали его набеги как угрозу для своих государств. К тому времени османской империи уже принадлежали Венгрия, Босния, Герцеговина, Трансильвания. Как военный стратег, он одновременно заключал тайные союзы и вел переговоры с Францией, Испанией и Италией.

Уже через четыре года, огромное войско Сулеймана взяло в осадное кольцо столицу Австрии - Вену. И только свирепствовавшая в то время эпидемия чумы, которая унесла жизни одной трети османского войска, остановила Сулеймана, он отозвал свою армию домой, а австрийская империя осталась не покоренная. Вообще за период, когда Сулейман был на троне, его войско участвовало в 13 военных походах, среди которых 10 завоеваний европейских стран.

Внутри своей державы, Сулейман проводил не менее успешные реформы. Во время его правления создавались школы, освобождались ученые и ремесленные мастера, которые находились в рабстве, их отправляли на родину, проводилась борьба с вымогателями, инициировалось образование законов.

Вклад султана Сулеймана в национальную культуру, поэзию, зодчество не оценим. Будучи культурным и высоко эрудированным человеком, он инициировал создание многочисленных памятников архитектуры, среди которых такие шедевры мирового значения как мечеть «Селимие» и «Шахзаде».

А также эпохальный ансамбль «Сулеймание». Он окружал себя великолепием интерьеров, богатством драгоценностей, масштабностью земель, красотой любимых женщин.

Жизни Сулеймана Великолепного и его личности, посвящено огромное количество исторических трудов. Настолько его персона интересна историкам, психологам, востоковедам, да и просто любознательным ценителям всего интересного и необыкновенного. А ведь Сулейман и был необыкновенным, его действия порой были такими противоречивыми, что современникам казалось, будто в султане одновременно уживалось несколько человек.

Например, большую часть своей жизни, с самой юности, он был верно предан своему другу Ибрагиму из Парги, считал его братом по духу, во время правления Сулеймана Паргалы Ибрагиму были присвоены различные титулы - оруженосец, хранитель султанских покоев, великий визирь (второй по важности пост после султана во всей империи), бейлербей (губернатор), сираскир Осмаеской армии (главнокомандующий), даровал ему гигантский дворец с земельными угодьями, доверял государственные дела и сокровенные тайны, отдал в жены свою любимую младшую сестру Хатидже, и даже внес закон на совете дивана, что пока он - Сулейман жив - Ибрагим паша не может быть казнен, а также разрешил Ибрагиму принимать важные государственные решения без согласования с султаном. Однако, почувствовав тень Паргалы на своей власти (во время восточного похода Ибрагим в одном из приказов подписался - султан Ибрагим), когда он усомнился в верности Ибрагима-паши, казнил его с своем же дворце во время священного месяца Рамазан.

Сулейман проявлял неодинаковые эмоции и по отношению к своим детям. Когда один из его сыновей умер в младенческом возрасте, обезумев от горя, султан разорвал на себе драгоценные украшения и бросил на землю церемониальный тюрбан, в истерике громил все дворцовое убранство. Тем не менее, через много лет, в присутствии Сулеймана и по его же приказу, был казнен Мустафа - его старший сын и наследник, которого обвиняли в заговоре против отца.

После завоевания Родоса, султан Сулейман показал себя беспощадным воителем, казнив близкого родственника вместе с его семьей, за то, что они защищали остров от нападения. В то же время, казалось бы - бессердечный султан, искренне расплакался, когда узнал, что в боях с османской армией погиб молодой венгерский король.

Величие Сулеймана достигало немыслимых вершин. На приемах с иностранными послами, султан позволял себе не отвечать на задаваемые ему вопросы, демонстративно отворачиваться от присутствующих, мог говорить только обращаясь к своему визирю, не смотря даже на послов, показывая тем самым пренебрежение. При этом, одевал скромную, неприглядную одежду и бродил по улочкам города, слушая суждения горожан о султане. Ему было важно мнение простого люда о себе.

Сулейман был сам законопослушным и требовал этого от своих подчиненных и населения. Он сам скрупулезно изучал законы, и, если сомневался в своем решении, советовался с кадиями (судьями) или муфтиями (верховным духовенством). Так, и Шехзаде Мустафа и Паргалы Ибрагим паша были казнены с разрешения и по совету Шейх Уль-Ислама.

Он был великолепен и бесподобен во всем! У него была потрясающая история любви. Эту необыкновенную любовь он пронес до конца своей жизни. У него был гарем, где в дорогих покоях многочисленные молодые наложницы трепетали перед обладателем своих прекрасных тел и сердец. Но его сердце завоевала чужестранка, с самобытной красотой и не покорным характером - Анастасия (Роксолана), которую, вопреки всему и всем, он страстно полюбит и сделает своей женой Хюррем-султан.

Существует даже предположение, что Сулейман был предан и верен Роксолане во всех душевных и любовных отношениях. Он посвящал ей страстные, романтические стихи, в ее честь была построена потрясающая размерами и красотой мечеть Сулеймание. Хюррем была умна и обладала женской мудростью. Ей удавалось беспристрастно избавляться от своих личных недругов и соперниц, невзирая на титулы и родственные узы султана. Так, по воле Хюррем-султан, Сулейман изгнал из дворца первую жену - мать своего старшего наследника и утратил хорошие отношения со своей матерью. Хюррем-султан умела манипулировать чувствами Сулеймана настолько, что смогла возвести своего любимого сына Селима на трон, устранив основного конкурента - старшего сына султана Мустафу, который был рожден от первой жены черкешенки. Сулейман безмерно любил Роксолану и наделил ее такой властью, о которой не могла даже и мечтать ни одна из жен или наложниц, ни в одном из гаремов, ни одного из султанов. После ее смерти, Сулейман прожил еще 8 лет, скорбя о своей возлюбленной, которая, по его словам, заменяла ему целый мир. Легендарная Роксолана заслуживает отдельной темы, поскольку является удивительной личностью с очень не простой судьбой, таинственными и неоднозначными перипетиями в жизни. Важно, одно уже то, что такой величественный султан Сулейман, был счастлив именно с ней.

Великолепный султан Сулейман I прожил ярчайшую, насыщенную счастливыми и трагическими событиями жизнь, оставил в мировой истории неизгладимый след и богатое наследие. Его личность до сих пор интересна всем, кто хоть на мгновение прикоснется к упоминаниям о той великой, могущественной Османской империи. Это подтверждается огромным количеством исторических трактатов, художественных произведений, кинематографических работ, которые были посвящены великолепной эпохе правления Сулеймана Великолепного.

Нурбану Султан

Полноправной основательницей женского султаната можно считать Нурбану Султан (представительница знатной венецианской семьи), жену султана Селима II (1566-1574) и мать (то есть валиде-султан) султана Мурада III.

Характерно, что относить начало периода особого женского влияния к царствованию Селима II нельзя – при нём Нурбану была просто женой султана, пусть и главной. Усилилось её влияние после воцарения её сына Мурада III, который хоть и взошёл на престол в возрасте 28 лет, однако к управлению страной не проявлял интереса, проводя время в развлечениях и наслаждениях в гареме. Нурбану Султан можно в целом назвать теневым управляющим империи вплоть до её смерти в 1583 году.

Сафийе Султан

После Нурбану Султан роль «опекунши» при Мураде III взяла на себя его главная наложница, так и не получившая статус официальной жены Сафийе Султан. Она также была венецианкой, более того, происходившей из той же семьи, что и свекровь. Она не мешала султану проводить время в развлечениях, во многом решая за него государственные дела. Её влияние ещё более усилилось после смерти супруга в 1595 году и восхождения на трон сына, Мехмеда III.

Новый султан сразу же казнил 19 своих братьев и даже всех беременных наложниц своего отца и в дальнейшем показал себя как кровавый и некомпетентный правитель. Однако Сафийе Султан при нём была весьма близка к тому, чтобы быть реальной правительницей. Она умерла в 1604 году, Мехмед III пережил её на пару месяцев.

Кёсем Султан

Затем на некоторое время в женском султанате наступил перерыв и женщины утратили своё влияние – но лишь для того, чтобы им на смену пришла настоящая «султанша», Кёсем Султан, жена султана Ахмеда I (1603-1617). При муже, правда, Кёсем не имела никакого влияния. Она получила его уже в статусе валиде-султан, когда в 1523 году в возрасте 11 лет правителем стал её сын Мурад IV. В 1540 году он умер и ему на смену пришёл брат, другой сын Кёсем, Ибрагим I, вошедший в историю под прозвищем Безумный.

При своих сыновьях Кёсем Султан была почти что полноправной правительницей Порты. После убийства Ибрагима I в 1648 году ему наследовал его сын Мехмед IV. Первоначально Кёсем сохраняла хорошие отношения с внуком, однако быстро разругалась с ним и в 1651 году была убита.

Турхан Султан

Смерть Кёсем Султан часто относят на счёт последней представительницы женского султаната, жены Ибрагима I и матери Мехмеда IV, известную как Турхан Султан. По происхождению она была украинкой, её звали Надежда и в детстве была похищена крымскими татарами. В 12-летнем возрасте она стала наложницей Ибрагима, её ему подарила сама Кёсем Султан. В 15 лет Турхан уже родила наследника, будущего Мехмеда IV. После прихода сына к власти теперь уже Турхан получила титул валиде-султан и не желала мириться с амбициозной свекровью, которую, по предположениям, и устранила.

П оследняя султанша османского происхождения была мать Сулеймана I Великолепного, звали ее Айше Султан Хафса (5 декабря 1479 - 19 марта 1534), согласно источникам, она была родом из Крыма и являлась дочерью хана Менгли-Гирея. Однако, эта информация спорная, до сих пор до конца не проверенная.

После Айше начинается эпоха "женского султаната" (1550-1656), когда женщины оказывали влияние на государственные дела. Естественно, их нельзя сравнивать с европейскими правительницами (Екатериной II, или Елизаветой I Английской) ввиду того, эти женщины имели несоизмеримо меньше власти, личной свободы и были дальше от абсолютизма. Считается, что началась эта эпоха с Анастасии (Александры) Лисовской, или известной нам Роксоланы . Она была женой Сулеймана I Великолепного и матерью Селима II, причем стала первой султаншей, взятой из гарема.

После Роксоланы главными женщинами страны становились две родственницы, две прекрасные венецианки из рода Баффо, Сесилия и София. И одна и другая пришли на верх через гарем. Сесилия Баффо стала невесткой Роксоланы.

Итак, Сесилия Верньер-Баффо, или Нурбану Султан, родилась на острове Парос примерно в 1525 году. Отцом ее был знатный венецианец, губернатор острова Парос, Николо Веньер, а матерью Виоланта Баффо. Родители девочки не состояли в браке, поэтому девочку назвали Сесилия Баффо, дав фамилию матери.

Согласно другой версии,менее популярной, основанной на османских источниках, настоящим именем Нурбану было Рахель, и она была дочерью Виоланты Баффо и неизвестного по имени испанского еврея.

Об истории Сесилии известно немного.

Известно, что в 1537 году пират и адмирал турецкой флотилии Хайр-ад-дин Барбаросса захватил Парос и 12-летняя Сесилия оказалась в рабстве. Она была продана в султанский гарем, где за свой ум была замечена Хюррем Султан. Хюррем дала ей имя Нурбану, что означает "Королева, источающая божественный свет " и направила ее в услужение к своему сыну, принцу Селиму.

Согласно хроникам, достигнув совершеннолетия в 1543 году, Селим был отправлен в Конью чтобы занять положенный ему в качестве наследника пост, Сесилия-Нурбану сопровождала его. В это время юный принц и воспылал любовью к своей прекрасной сопровождающей одалиске.

Вскоре у Нурбану родилась дочь, Шах Султан, а позже, в 1546 году, сын Мурад, бывший на то время единственным сыном Селима. Позже Нурбану Султан родила Селиму еще четырех дочерей. А после восшествия Селима на престол, Нурбану становится Хасеки.

Селим в самой Османской Империи получил прозвище «Пьяница», из-за своего увлечения вином, однако пьяницей в прямом смысле слова не был. И все же государственными делами занимался Мехмед Соколлу (великий визирь боснийского происхождения Бойко Соколович), который попал под влияние Нурбану.

В качестве правительницы Нурбану переписывалась со многими правящими династиями, вела про-венецианскую политику, за что ее возненавидели генуэзцы и, судя по слухам, генуэзский посол отравил ее.

В честь Нурбану была выстроена мечеть Аттик Валиде неподалеку от столицы, где она и была похоронена в 1583 году, горько оплакиваемая сыном Мурадом III, часто в своей политике опиравшемся на мать.

Сафие Султан (в переводе с турецкого "Чистая"), урожденная София Баффо, была по происхождению венецианкой, и приходилась своей свекрови, Нурбану Султан, родственницей. Родилась она примерно в 1550 году, была дочерью правителя греческого острова Корфу и родственницей венецианского сенатора и поэта Джорджио Баффо.

София, так же как и Сесилия, была захвачена в плен корсарами, продана в гарем, где приглянулась тогда наследному принцу Мураду, для которого на долгое время она и стала единственной фавориткой. Поговаривали, что причиной такого постоянства были проблемы в интимной жизни принца, которые лишь Сафие умела как-то преодолевать. Эти слухи очень похожи на правду, поскольку до того, как Мурад стал султаном (в 1574 году, в 28 лет, после смерти своего отца султана Селима II), у него были дети только от Сафие.

Став владыкой империи османов, Мурад III, очевидно, излечился через некоторое время от своего интимного недуга, поскольку от вынужденной моногамии перешел к половым излишествам, и практически посвятил свою дальнейшую жизнь исключительно утехам плоти, в ущерб государственным делам. Так что 20 сыновей и 27 дочерей (однако, не следует забывать, что в XV-XVI веках детская смертность была очень высока и из 10 новорожденных младенцев 7 умирали в детстве, 2 - в юности и молодости, и только один имел какие-то шансы дожить хотя бы до 40 лет), которых оставил султан Мурад III после своей смерти - вполне закономерный результат его образа жизни.

в XV-XVI веках детская смертность была очень высока и из 10 новорожденных младенцев 7 умирали в детстве, 2 - в юности и молодости, и только один имел какие-то шансы дожить хотя бы до 40 лет

Несмотря на то, что Мурад так и не женился на своей любимой Сафие, это не помешало ей стать одной из самых влиятельных женщин того времени.

Первые девять лет правления Мурад всецело разделял со своей матерью Нурбану, слушался ее во всем. И именно Нурбану сыграла важную роль в его отношении к Сафие. Несмотря на родственные связи, как в государственных делах, так и в делах гарема, венецианки постоянно воевали друг с другом за лидерство. Тем не менее, как говорится, победила молодость.

В 1583 году, после смерти Нурбану Султан, Сафие Султан занялась укреплением позиций своего сына Мехмеда, как наследника Мурада III. Мехмеду уже исполнилось 15 лет и он был весьма популярен у янычар, что очень сильно пугало его отца. Мурад III даже готовил заговоры, но Сафие всегда удавалось предупредить сына. Такая борьба продолжалась 12 лет, до смерти Мурада.

Практически безграничную власть Сафие Султан получила в 45 лет, одновременно с титулом валиде-султан, после смерти султана Мурада III в 1595 году. Ее сын, кровожадный Мехмед III, сразу после своего восшествия на престол Османов приказал убить не только своих 20 младших братьев, но и всех беременных наложниц отца. Именно он ввел в Блистательной Порте пагубный обычай не давать возможности царевичам принимать участие в управлении государством при жизни отца, а держать их взаперти в серале, в павильоне "Кафес" (клетка).

Женский султанат – принятое в истории определение исторического периода Османской империи с 1541 по 1687 год (согласно другой датировке, с 1550 по 1656 год). Почти 150 (или чуть более 100 лет), в течение которых на государственную политику Блистательной Порты большое, а под конец – даже решающее, влияние оказывали женщины. Матери, жёны и наложницы турецких падишахов.

Термин «женский султанат» ввёл в историю Османской империи турецкий историк Ахмет Рефик Алтынай в 1916 году в своей книге с одноимённым названием, в которой он рассматривал участие слабого пола в управлении Турцией как причину упадка государства Османов. Хотя большинство его коллег и тогда, и позднее не согласились с такой оценкой, объяснив возросшее влияние женщин на политику исламской империи XVI-XVII вв. следствием, а не причиной её ослабления.

Надо заметить, что каждая султанша, входящая в “Женский султанат”, смогла по-настоящему взять власть в свои руки только после смерти своего повелителя, в качестве валиде-султан (что-то вроде “королевы-матери” в европейских монархиях) при своих сыновьях, ставших султанами (за одним исключением – Хюррем-султан так никогда и не стала валиде, поскольку умерла раньше своего супруга, султана Сулеймана). Причём, в большинстве случаев эта мера была вынужденной – по причине малолетства правящего султана или же по причине его умственной отсталости. И ещё – все эти женщины, за единичным исключением, родились и сформировались как личности в условиях европейской христианской цивилизации (две украинки, две венецианки, гречанка), которая предоставляла слабому полу даже в те суровые патриархальные времена гораздо больше свободы и независимости, чем исламская традиция.

ХЮРРЕМ-СУЛТАН (РОКСОЛАНА) Александра (Анастасия) Гавриловна Лисовская (1505/1506-1558) , наложница с 1520 г, с 1534 – законная супруга султана Сулеймана I Великолепного, украинка, дочь православного священника из Западной Украины. Никогда не была валиде-султан;

АФИФЕ НУРБАНУ-СУЛТАН – Сесилия (Оливия) Веньер-Баффо (ок.1525-1583) , Попала в гарем к сыну Хюррем-султан, шехзаде (наследнику престола) Селиму, примерно в 1537 году. Законная супруга султана Селима II с 1570-1571 года. По своему происхождению – венецианка, незаконнорожденный потомок двух знатных фамилий (её родители не были женаты). Валиде-султан с 1574 года;

МЕЛИКИЕ САФИЕ-СУЛТАН – София Баффо (ок.1550-1619) . Венецианка, родственница своей свекрови, Нурбану. В гарем к внуку Хюррем, шехзаде Мураду, попала в 1563 году – её своему племяннику подарила дочь Роксоланы, Михримах-султан. Валиде-султан с 1595 года;

ХАЛИМЕ-СУЛТАН – имя, данное при рождении, не известно (ок.1571-после 1623) . Родом из современной Абхазии, скорее всего, черкешенка по происхождению. Обстоятельства, при которых она попала в гарем к будущему султану Мехмеду III, неизвестны. Известно только, что произошло это ещё до его восшествия на престол, в бытность шехзаде санджак-беем Манисы. Дважды (в общей сложности два с половиной года) была валиде-султан при своём психически неполноценном сыне Мустафе I. По причине недееспособности Мустафы Халиме-султан впервые в истории Османской империи стала не только валиде-султан, но и регентом исламской империи.

МАХПЕЙКЕР КЁСЕМ-СУЛТАН – (ок.1590-1651) – самая влиятельная женщина за всю историю Османской империи, трижды валиде-султан. Предположительно гречанка по имени Анастасия, дочь православного священника. Наложница султана Ахмеда I с 1603 года. Валиде-султан (и регент государства) при сыне Мураде IV с 1623 по 1631; при втором сыне Ибрагиме I с 1640 по 1648; при внуке Мехмеде IV с 1648 до своей смерти в 1651 году;

ТУРХАН ХАТИДЖЕ-СУЛТАН (ок.1628-1683) – украинка по имени Надежда , родом из украинской Слобожанщины, предположительно – из города Тростянец современной Сумской области Украины. Наложница султана Ибрагима I с 1641 года. Валиде-султан и регент государства с 1651 года при своём малолетнем сыне Мехмеде IV. Добровольно отказалась от титула регента 15-го сентября 1565 года в пользу назначенного ею же нового великого визиря Кёпрюлю Мехмед-паши. Эта дата и считается концом “женского султаната”, хотя сама Турхан прожила ещё 18 лет, а её сын-султан, от имени которого она правила, умер через 28 лет, перед этим лишившись власти в 1687 году, всего через четыре года после смерти своей матери. Некоторые турецкие историки окончанием “женского султаната” считают именно 1687-ой, продлевая таким образом его срок на 31 год. Поскольку все эти могущественные султанши, какими бы умными, предприимчивыми и мудрыми они ни были, ничего не значили без своих, зачастую не просто глупых, но умственно отсталых сыновей, именем которых они правили. Самостоятельное правление женщины в Османской империи для исламского мира было абсолютно исключено.

Ещё один момент. В те суровые времена позднего средневековья, при огромной детской смертности (из 10 новорожденных 5 умирали в первые дни и месяцы жизни) и частой смерти рожениц, девушка считалась готовой к замужеству (и, соответственно, к супружеским отношениям) сразу после первой менструации. А в южных странах (в отличие от северных) такое довольно часто и сейчас встречается у девочек в 10-11, даже в 9 лет. Понятно, что ни о какой педофилии тогда никто ничего не знал и не слышал – жизнь была слишком коротка и сурова, женщина должна была успеть родить как можно больше детей, чтобы, в свою очередь, из них как можно большее количество выжило. Кроме того, в те времена считалось, что, чем моложе роженица, тем больше у неё шансов пережить рождение ребёнка. Так что все наложницы турецких султанов впервые попадали в их постель в 11-12, максимум в 13-14 лет. Что подтверждают даты рождения их детей. Например, отца султана Сулеймана I, Селима I, его бабушка Гюльбахар-хатун (гречанка Мария) родила в неполные 12 лет. В таком же возрасте родила своего сына Баязида II (деда султана Сулеймана) наложница завоевателя Константинополя, султана Мехмеда II Фатиха, Ситти Мюкриме-хатун.

Основоположницей “Женского султаната” в империи Османов считают Роксолану (Хюррем-султан) – украинскую рабыню-наложницу, а позже – любимую законную супругу султана Сулеймана I.

Что не совсем правильно по нескольким причинам.

Успех Хюррем был во многом обусловлен и подготовлен деятельностью её свекрови, матери султана Сулеймана, Айши Хафсы-Султан – выдающейся женщины своего времени, которую её сын очень любил и уважал до самой смерти. Пожалуй, впервые в истории Османской империи не только как мать, но, в первую очередь, как личность.

АЙШЕ ХАФСА-СУЛТАН (5 декабря 1479 – 19 марта 1534)
Крымская ханбика (царевна), дочь крымского хана Менгли I Гирея (1445-1515) из династии правителей Крыма Гераев (Гиреев). Её отец был вынужден принять османский протекторат в 1578 году, за год до рождения Хафсы.

В гареме у шехзаде Селима Хафса-хатун оказалась где-то весной-летом 1493 года, примерно в 13 лет. Селим был тогда санджак-беем (губернатором, управляющим османской провинции) Трамбзона (сейчас – административный центр на северо-востоке Турции, на побережье Чёрного моря, недалеко от границы с Грузией) – бывшей столицей недавно захваченной (в 1461 году) османами Трапезундской империи – наследницы Византии, так что крымской ханбике, чтобы стать наложницей одного из наследников повелителя Османской империи, пришлось всего лишь пересечь Чёрное море на корабле своего отца.

Будущий султан Сулейман родился в Трамбзоне в следующем году, 6-го ноября 1494 года, причём одновременно с ним родилась и его сестра-близнец, Хафиза (Хафса) Ханим султан (1494-1538). Рождение двойняшек и близнецов обычно является наследственной семейной особенностью. В этой связи стоит вспомнить, что через тридцать с лишним лет, в 1530 году, младшая сестра Сулеймана и одновременно дочь его матери Айше Хафсы, Хатидже-султан, тоже родила двойняшек – мальчика Османа и девочку Хуриджихан.

Две дочери сына Роксоланы, шехзаде Селима, от его наложницы Нурбану – Эсмехан-султан и Гевкерхан-султан, были близнецами или двойняшками – есть даже предположение, что их старшая сестра, Шах-султан, на год старше их, на самом деле родилась в один день с девочками – то есть, они были тройняшками. Уже после гибели султана Османа II, прапраправнука Сулеймана I, у него родились двойняшки, шехзаде Мустафа и Зейнеп-султан. И у родного брата султана Османа по отцу, Ахмеда I, тоже была пара двойняшек от Кёсем-султан – шехзаде Касим и Атике-султан.

Сестра-близнец султана Сулеймана прожила тихую и незаметную жизнь. В 20 лет она была выдана замуж за Дамада-Мустафу пашу, который позже, с 1522 по 1523 год, был губернатором Египта. Детей у Хафизы-султан никогда не было, и поэтому, овдовев в 29 лет, она вернулась в Стамбул к своей матери, Айше Хафсе-валиде-султан, во дворец Топкапы. Замуж она больше не выходила, здесь же и закончила свои дни – 10-го июля 1538 года, в возрасте неполных 44 лет.

Первые годы своей жизни Сулейман провёл в санджаке своего отца, в Трамбзоне, а после обряда обрезания в 7 лет его дед, султан Баязид II забрал внука к своему двору в Константинополь. Там шехзаде обучался военному делу, юридическому праву, философии, истории и фехтованию. Кроме этого, Сулейман учил иностранные языки – сербский, арабский и персидский, которыми в последствии владел в совершенстве. Тогда же он освоил ремесло ювелира, ставшее его увлечением на всю жизнь.

Дед-султан относился к будущему мужу Роксоланы очень хорошо (намного лучше, чем к его отцу), что доказывает следующее обстоятельство.

По османской традиции, все достигшие определённого возраста (обычно в 14 лет, но исключения из правил в обе стороны случались довольно часто) наследные принцы (шехзаде) назначались наместниками (санджак-беями) провинций (санджаков) в Анатолии (азиатская часть современной Турции); это было частью их подготовки к дальнейшему правлению. В Османской империи не было чётких правил наследования престола, все мужчины – носители священной крови Османов, имели право на власть. Согласно обычаю, трон получал тот шехзаде, который первым достигнет Стамбула сразу после смерти падишаха Блистательной Порты. Поэтому по отдалённости от столицы того или иного санджака каждого сына или внука турецкого султана можно было судить о его предпочтениях – понятно, что тот, кого отец видел своим наследником, становился санджак-беем ближайшей к столице провинции. И в этом отношении у отца Сулеймана, Селима, всё было не просто плохо, а безнадёжно – его санджак Трамбзон, по сравнению с Амасьей любимца отца, старшего брата, шехзаде Ахмета, и Антальей второго брата-конкурента, шехзаде Коркута, находился в таких глухих еб@нях, из которых добраться первым до Стамбула у него не было ни единого шанса (расстояние от Трамбзона до Стамбула по прямой – 902 км. В те времена, даже на самых лучших лошадях и в хорошую погоду, в один конец добираться дней десять). Для сравнения: расстояние от Амасьи Ахмета до Стамбула – 482 км, и точно такое же расстояние, только в южном от Стамбула направлении, до Антальи Коркута.

И тут, как гром с ясного неба – его единственный сын Сулейман, достигший 14 лет (в 1508 году), получает от своего деда первое назначение не куда-нибудь, а в маленький санджак Болу, расположенный практически рядом со Стамбулом (223 км. по прямой). Впрочем, фаворит султанской гонки, старший сын Баязида II, дядя Сулеймана, Ахмет (у которого к тому времени было четверо собственных подросших сыновей), быстро исправил это досадное для него обстоятельство, отправив племянника наместником “к чёрту на рога” – в крымскую Каффу (Феодосию), на другой берег Чёрного моря, на родину его матери, Айше Хафсы-Султан. Совершив тем самым фатальную для себя ошибку.

Через некоторое время после того, как Сулейман был отправлен санджакбеем в Крым, его отец Селим попросил для себя у отца санджак в Румелии (европейской части империи), поближе к Стамбулу. Хотя сначала ему было отказано в этих землях, так как обычно они не предоставлялись шехзаде, позже, явно в насмешку (видимо, без старшего братца Ахмета и тут не обошлось) Селим получил в управление провинцию Семендире (в современной Сербии) – глухую дыру на северо-западной окраине империи. Тут Селим проявил сначала явное неповиновение, отказавшись ехать в свой новый санджак, а затем поднял восстание против отца, двинув на Стамбул собранное наспех войско. Султан Баязид во главе большой армии с лёгкостью разбил своего сына в августе 1511 года. Потерпевший поражение Селим бежал в Крым – к своему сыну Сулейману и тестю, крымскому хану Менгли I Гирею, который оказал зятю всяческую помощь и поддержку. Поймать каким-то образом беглеца в Крыму, где он находится под защитой отборного войска отца одной из своих султанш, султан Баязид не имел никакой возможности. Да и санджак-бей Сулейман мог сколько угодно имитировать поиск мятежника перед своим дедом-султаном.

Тем временем старший сын османского правителя, Ахмет, которому отец поручил подавление восстания Шахкулу в Анатолии, получив в своё распоряжение большие воинские силы, пока Баязид II разбирался с Селимом, объявил себя султаном Анатолии, и начал воевать против одного из своих племянников (отец которого был уже мёртв). Он захватил город Конью и, хотя султан Баязид потребовал от него вернуться в свой санджак, Ахмет настоял на управлении этим городом. Он даже предпринял попытку захватить столицу, однако безуспешно, так как янычары отказали ему в помощи, решительно поддержав крымского беглеца Селима.

В конечном итоге, лишившись поддержки янычар, и в связи с какими-то сложными религиозными мотивами, Баязид II отрёкся от престола 25-го апреля 1512 года в пользу отца Сулеймана.

Став султаном, Селим I первым делом приказал казнить всех своих родственников-мужчин, имеющих право на трон Османов. Через месяц он приказал отравить своего отца. Ненавистный старший брат Селима, Ахмет, продолжал контролировать часть Анатолии в первые несколько месяцев его правления. В конце концов, войска Селима и Ахмета встретились в битве при Енишехире около Бурсы 24-го апреля 1513 года – в годовщину отречения от престола их отца, султана Баязида. Армия Ахмета была разбита, сам он попал в плен и вскоре был казнён.

Второй брат-соперник Селима, Шехзаде Коркут, не принимал никакого участия в этих распрях, вполне довольствуясь своим положением санджак-бея Манисы. Он без колебаний признал власть Селима, когда тот стал султаном. Однако, недоверчивый Селим I решил проверить его верность, послав ему поддельные письма от лица некоторых государственных мужей империи, в которых Коркута призывали принять участие в восстании против Селима. Узнав о положительном ответе брата, Селим приказал его казнить, что и было исполнено.

Всё то время, пока Селим II решал, безусловно, важнейшие для него вопросы не просто престолонаследия, но элементарного выживания, разумеется, ему было не до Сулеймана. Руководство воспитанием его сына полностью взяла на себя мать шехзаде, Айше Хафса-султан – женщина умная, смелая и самостоятельная. То обстоятельство, что крымские ханши у себя на родине всегда пользовались гораздо бОльшей свободой, чем турецкие султанши у себя дома, привело к тому, что Айше Хафсу многие современники считали нарушительницей традиционных османских устоев. Именно она, а совсем не её невестка Роксолана, первой нарушила незыблемое правило главного гарема Турции “одна наложница – один шехзаде”. Евнухи не допускали на хальвет (дословно – “полное уединение мужчины и женщины в закрытом пространстве без всяких помех”) к султану женщин, уже родивших ему сына (если только сам повелитель не вызывал к себе какую-то из них). Такой принцип, надо признать, делал практически равными шансы на трон Османов всех шехзаде после смерти их общего отца. И не давал возможности какой-то одной одалиске значительно усилить свои позиции в гареме (а сделать это можно было, исключительно рожая мальчиков). Так вот – именно Айше Хафса-султан родила Селиму I девять детей (Роксолана и тут ей уступила, родив “всего” шестерых), из них – четверо сыновей и пять дочерей. Кроме пяти полнородных (от общих родителей), у Сулеймана было ещё пять единокровных сестёр от разных наложниц его отца. Младшие братья Сулеймана – Орхан, Муса и Коркут умерли в раннем детстве. До взрослого возраста из всех сыновей Султана Селима дожил только старший сын крымской ханбики, что, разумеется, позже очень облегчило ему путь к престолу.

Значимость для Селима I его наложницы Айше Хафсы-Султан, матери его единственного шехзаде, после того, как, потерпев поражение от своего отца Султана Баязида II, он бежал к её отцу в Крым, невозможно переоценить. Хафса-султан стала связующим и объединяющим звеном между тремя самыми близкими для неё мужчинами – сыном Сулейманом, санджак-беем Крыма (которому, разумеется, подчинялись османские войска на полуострове), отцом, крымским ханом Менгли I Гиреем, в подчинении которого находилось немалое местное войско (набеги крымских татар на Украину, Литву и Польшу держали в страхе всю Восточную Европу), и мужем (за неимением другого определения), наследником Османской империи Селимом.

Вряд ли это оценил султан Селим – человек очень жестокий и грубый даже по меркам своего времени, но на юного Сулеймана, который в 17 лет оказался в самом эпицентре династического кризиса огромного государства, это обстоятельство, безусловно, произвело неизгладимое впечатление. И, очевидно, именно это заставило его увидеть в женщине, которую в те времена и за человека не считали, личность.

После восшествия Селима I на престол в апреле 1512 года он отправил Сулеймана наместником в “престолонаследный” санджак Сарухан со столицей в Манисе. Расстояние от Манисы до Стамбула по прямой – 297 км. Поэтому неудивительно, что османские султаны отправляли в неё санджак-беями тех своих сыновей, которым хотели оставить власть над Блистательной Портой после своей смерти. Айше Хафса-султан поехала в Сурухан вместе с сыном, а в 1520 году, после смерти Султана Селима I , сопровождала его в Стамбул, где он стал Султаном Сулейманом I. С 1520 года до своей смерти в 1534 году руководила главным гаремом империи. Стала первой матерью правящего турецкого падишаха, носившей титул валиде-султан.

За восемь лет, в течение которых её сын правил Саруханом в Манисе, Айше Хафса-султан сделала очень много для процветания этого края. За свой счёт она построила в Манисе мечети, школы и больницы. До наших дней сохранилось здание основанного ею благотворительного центра для помощи душевнобольным.

День смерти матери султана Сулеймана – 19 марта 1534 года – до сих отмечается в Турции как день памяти одной из самых почитаемых в стране женщин.

Если в самом начале султаната Селима I в Блистательной Порте оставалось только два носителя священной крови Османов по мужской линии – он сам и его единственный сын Сулейман (остальных он сам уничтожил), то Сулейман после смерти отца прибыл в Стамбул из Манисы уже с тремя (по другим данным – пятью) своими сыновьями от трёх наложниц (всего у него в гареме их было тогда семнадцать), старшему из которых исполнилось 7-8 лет, в том числе и 5-летним тогда Мустафой. А в Стамбуле его ждал трон величайшей державы того времени – исламской империи Османов, которую он ещё больше расширил и укрепил военными походами во время своего правления. И Роксолана.

Advertisements